Новый закон об ОСАГО: ремонт вместо денег
31 марта 2017г в Российской газете был опубликован Федеральный закон от 28 марта 2017 года №49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»»
По которому, вместо денег потерпевшие в ДТП получат направление на ремонт.
Закон вступает в силу по истечению 30 дней с момента опубликования, то есть 1 мая 2017г. и распространяется на владельцев полисов ОСАГО, оформленных с этой даты.
Теперь коротко обзор закона, и основные моменты, которые нужно знать:
В чью страховую обращаться, свою или виновника
Прямое возмещение убытков (ПВУ) — теперь всегда, кроме случаев причинения вреда здоровью в ДТП и причинения ущерба не автомобилям (ограждениям, столбам, и тд)
ПВУ – прямое возмещение убытков, означает, что потерпевший должен обращаться за выплатой по ОСАГО в свою страховою компанию.
Случаи возмещения ущерба деньгами
Если потерпевший — гражданин РФ и пострадавший в ДТП автомобиль зарегистрирован в РФ теперь только ремонт.
За исключением случаев:
- полной гибели транспортного средства. Под полной гибелью автомобиля подразумеваются повреждения, которые либо вообще нельзя устранить, либо их ремонт по стоимости будет равен или больше стоимости авто на момент ДТП;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
- если потерпевший является инвалидом, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
- выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в случае невозможности осуществления ремонта его автомобиля на СТО страховщика или СТО выбранного потерпевшим при заключении договора страхования;
- если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает лимит выплаты по ОСАГО;
- наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим .
- При проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)
- Ремонт осуществляется на СТО с которым у страховщика заключен договор. Ремонт автомобилей возрастом до 2 лет осуществляется на дилере. Если дилера нет вообще или договор с ним не заключен, то тогда потерпевший может согласится на ремонт в любой другой СТО или взять деньгами.
- Выплата деньгами осуществляется как и раньше: с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене.
- Срок выдачи направления на ремонт – 30 календарных дней со дня принятия заявления о страховом случае. Срок ремонта – 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля на СТО.
- За некачественный ремонт, как и за несоблюдение сроков ремонта ответственность несёт страховая компания.
Подведем итог на примере
Вы попали в ДТП, у виновника ДТП новый полис ОСАГО оформленный после 1 мая 2017г.
Вы обращаетесь в свою страховую компанию, получаете направление на ремонт, ставите автомобиль в выбранную из предложенных СТО. Срок ремонта до 30 дней, включая сроки поставки запчастей. Ремонт осуществляется с использованием новых деталей. Если стоимость ремонта превышает 400тыс. рублей, то вы доплачиваете за ремонт самостоятельно свыше этой суммы, или можете получить страховую выплату деньгами, но рассчитанную с учетом износа деталей, оставшуюся сумму ущерба довзыскать в виновника и отремонтировать самостоятельно автомобиль на любом СТО.
Что может пойти не так
1. Страховая выдала направление на ремонт, вы поставили машину на СТО, а вам сотрудники ремонтной мастерской говорят, что сначала нужно будет заключить дополнительно договор с СТО и доплатить за новые детали, так как страховая не согласовала ремонт полностью.
Что делать:
- Писать претензию страховщику, что СТО отказывается ремонтировать автомобиль. Настаивайте на ремонте и урегулировании отношений с сто без вашего участия.
- Копию претензии с отметкой получения страховой компанией оставляете себе.
- Всё общение со страховой компанией оформлять в виде переписки или с отметками о получении или заказными письмами с описью вложения.
2. Страховая компания просит подписать соглашение о продлении срока ремонта.
Что делать:
- Вы вправе отказаться от подписания данного соглашения, настаивая на сроке, установленном законом. И в случае просрочки требовать потом неустойку.
3. Установленный срок ремонта давно прошел, а автомобиль не отремонтирован.
Что делать:
- Если ждать желания и возможности нет, забирать автомобиль из СТО, делать независимую оценку стоимости восстановительного ремонта автомобиля и требовать страховщика возместить ущерб, скорей всего делать это придется через суд, но предварительно необходимо соблюсти претензионный порядок.
После проведения независимой экспертизы автомобиль можно ремонтировать
- Если вы никуда не торопитесь, и готовы время от времени напоминать страховой компании претензиями о ее обязанностях отремонтировать ваш автомобиль в установленный законом срок, который уже давно истек, то после того, как ваш автомобиль всё-таки отремонтируют, вы можете рассчитать неустойку и потребовать её от страховой компании.
Неустойка за несвоевременную выдачу направления — 1% в день от стоимости ремонта.
Неустойка за просрочку ремонта 0,5 % в день от стоимости ремонта.
4. Если вас не устраивает качество ремонта по ОСАГО
Что делать:
- Писать претензию в страховую с требованием устранить последствия некачественного ремонта. В случае отказа или, если недостатки были устранены, но не все — обращаться в суд. При этом, смысла еще раз просить устранить недостатки через суд нет, проще определить ущерб, заказав независимую оценку, и требовать возмещение ущерба в денежной форме. В этом случае со страховой компании так же полагается в вашу пользу штраф 50% от удовлетворенных требований, неустойка за несвоевременное удовлетворение требования потребителя, моральный вред, расходы на представителя.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам или оставьте заявку на сайте на бесплатную консультацию.